|
|
Главная »» Авторы »» Клод СеньольКлод Сеньоль(SEIGNOLLE Claude, 1917– ) Клод Сеньоль — уникальный автор в европейской традиции, ибо он объединил в себе качества незаурядного ученого-фольклориста (навроде наших Афанасьева или Проппа) и весьма одаренного писателя, которого можно поставить в один ряд с Густавом Майринком, Говардом Филипcом Лавкрафтом, Хайнцем-Хейнцем Эверсом, Жаном Реем и Штефаном Грабинским. Без разницы как называть последних. Нынче, открещиваясь от «чернухи», их обычно именуют «магическими реалистами». Иногда же, безо всяких околичностей, предпочитают говорить о «черной фантастике». Термин часто встречал осуждение. Не только потому, что о «духовной реальности» говорится как о «фантастике» (однако употребление термина восходит к XIX-му веку, когда под «фантастикой» понималось нечто другое, нежели теперь: Гофман, Гоголь, Одоевский), но еще и потому, что эта фантастика «черная». Этот термин предельно адекватен. Перечисленные авторы повествуют о тяжелом, травматическом опыте соприкосновения с «потусторонним». Причина, по которой появился неудобоваримый термин, понятна. Те, кто имели «светлый» духовный опыт, вряд ли будут рассказывать о нем. (Вспомним: «говорящий не знает, знающий — не говорит».) «Светлые» духовидцы находятся на прямом пути в те обители, «идеже нет ни печали, ни воздыхания». Они могут спускаться сюда, лишь руководствуясь милосердием. Но тогда какие же из них, к черту, писатели? Писатель — всегда неврастеник, раздвоенный субъект, терзаемый то ли муками совести, то ли Бог знает чем. Совсем другое дело «черные фантасты», люди обладавшие некими поверхностными знаниями о потустороннем. Поверхностными, да не падет на нас гнев читателя, по сравнению с высшим знанием духовного бытия, о котором мы с вами знаем так мало. В частности, опыт Сеньоля — это «черный опыт». Этим мы вовсе не хотим сказать, что Сеньоль «сатанист» (термин вообще во многом глупый и бессмысленный). Сеньоль — наблюдатель зла. Однако он не просто наблюдатель, а ученый наблюдатель, поэтому склонен зло классифицировать. В своих фольклористических книгах, таких как «Фольклор Урепуа» (1937), «В Солони» (1945), «Народные сказания Гиени» (1946), «Дьявол согласно народной традиции» (1959), «Фольклор Лангедока» (1960), «Фольклор Прованса» (1964), «Евангелия от Лукаваго» <в нашем издании — «Сказания о Дьяволе»> (1964), наконец, «Фантастические сказания Бретани» (1969), Сеньоль суммирует весь свой жизненный опыт: от детских впечатлений до рассказов французских крестьян. Он вырос во французской провинции — Дордони, где еще ребенком застал магические ритуалы кузнецов и росказни бабок о «волчьих вожаках» — колдунах, наделенных силой управлять волчьей стаей и самим превращаться в волков. Он блуждал по парижским кварталам в поисках девочки-призрака Дельфины, в которую был влюблен. Всё это повлияло на него в дальнейшем, когда он, ученик Арнольда ван Геннепа, знаменитого исследователя французского фольклора, бросился на поиски уходящих «рудиментов» старины. Он видел, как кюре изгоняли Дьявола, как в доме поселялся и хамовато главентсвовал сотре (аналог нашего домового), как по округе блуждали призраки. Он не раз становился свидетелем тех явлений, что ныне именуются «паранормальными». Будучи ученым, он предпочитал выдерживать иронический тон по отношению к увиденному и услышанному. Так появлялись на свет его новые научные труды. Но, будучи всё тем же изумленным дордонским мальчишкой, он превращал свой мир, почерпнутый им из живой жизни, в небывалые рассказы о самой разной нечисти, гнездящейся у нас под боком. «Черный комодик», «Дьявол в сабо», «Матагот», «Мари-волчица», «Меченая», «Оборотень» — всё это шедевры современной французской литературы. Сеньоль-ученый и Сеньоль-писатель не конфликтовали. Сюжеты перетекали из одной области творчества в другую (как справедливо заметил выдающийся переводчик и глубокий мистик Юрий Стефанов. См: Стефанов Ю. Скважины между мирами. // «Контекст» № 8, 2002. С. 268–305). В упомянутых «Сказаниях о Дьволе» можно найти обрывки тех сюжетных линий, что находят продолжение в его художественной прозе. И напротив, в ряде случаев те сообщения, что кажутся, в контексте прочего, «заведомо достоверными», Сеньоль вплетает в свое повествование полубессознательные воспоминания детства, сны, «проблески буйной фантазии». Отделить одно от другого, конечно же, невозможно. Самого Сеньоля часто считали «чернокнижником». Так, однажды, в Солони, наконец, согласившись на уговоры настойчивого фольклориста, один колдун решил показать ему «крутой гримуар». Им оказалось собственное сочинение Сеньоля! А сколько примеров тому, как совершенно потерявшие надежду избавиться от «колдовской напасти» крестьяне отправлялись к нему за помощью или писали письма с просьбами сообщить мессу, противодействующую мессе святого Секария (считалось, что эта месса способна погубить любого в самое скорое время). Сеньоль же кропотливо собирал все накопленные свидетельства, изливая их то в форме научных трудов, то в форме художественных произведений. И то, и другое, безусловно, «черная Вселенная». Сеньоля интересует всё, что касается проклятых духов, драконов, чудовищ, самого Дьявола, ведьм и колдунов, заклинаний, магических книг и предметов, порчи и сглаза, протоколов инквизиции. Все собранные им свидетельства максимально суммированы в «Сказаниях о Дьяволе». Но сам он — всего лишь наблюдатель. Да, конечно, наблюдатель зла, что звучит страшно. Но, тем не менее, наблюдатель. Об этом необходимо не забывать. Его книги — своего рода записки натуралиста о «потустороннем».
«Сказания о Дьяволе»Клод Сеньоль (автор)Крайне интересное исследование знаменитого писателя и собирателя фольклора, в популярной форме представляющее не только Дьявола во французской народной традиции, но и легенды о колдунах, чудовищах, полуязыческих духах, “страшные сказки”, выдержки из гримуаров, поверья, заклинания, обряды и молитвы. Книга написана в ироническом ключе и заставит читателя не раз от души рассмеяться.
|
|