|
|
Главная »» Авторы »» Жорис Карл ГюисмансЖорис Карл Гюисманс(HUYSMANS Joris Karl, 1848-1907) Самое благородное явление, рожденное на почве французского декадентства – утонченного упадочничества, слишком мало вызывает к себе внимания и на родине, и у нас и ждет еще справедливой оценки. Речь идет о Гюисмансе, так мало еще оцененном, так мало популярном даже в то время, когда «декадентская» литература была очень популярной. Шарль-Мари-Жорж Гюисманс родился 5 февраля 1848 года. Отец – голландец, мать – француженка. Получив домашнее образование, в 1866 году Гюисманс стал чиновником Министерства внутренних дел, где прослужил 32 года вплоть до отставки. Гюисманс стоит в стороне от большого литературного потока. Слишком многим он может показаться скучным, в его произведениях мало занимательного, мало того, что могло бы стать модным. Нужен особый вкус, чтобы полюбить Гюисманса, чтобы плениться его романами-исследованиями, чтобы почувствовать упоительность в их напускной скучности. Даже крупные, очень талантливые модернистские писатели как бы покрылись налетом пошлости от популяризации, от модных увлечений ими. К Гюисмансу не пристала пошлость моды и популярности. Он остался серьезным, утонченным до муки, настоящим мучеником упадочности. Гюисмансу близки только такие личности, как Барбе д’Оревильи, Бодлэр, Верлен, Малармэ, Вилье де Лиль-Адан. В 1874 году Гюисманс опубликовал свою первую книгу – «Ваза с пряностями» (Le Drageoir à épices), сборник прозаических стихотворений в духе Ш.Бодлера. Под влиянием трех мэтров тогдашней французской литературы – Э.де Гонкура, Э.Золя и Г.Флобера – написаны романы «Марта, история проститутки» (Marthe, histoire d'une fille, 1876), первая книга о публичной девке из опекаемого государством борделя; «Сестры Ватар» (Les Soeurs Vatard, 1879), социальная хроника в манере Золя; «Семейный очаг» (En Ménage, 1881), многим обязанный флоберовскому «Воспитанию чувств». Вскоре Гюисманс вошел в Меданский кружок, однако он был слишком независимым писателем, чтобы надолго задержаться в учениках Золя. После небольшого романа «По течению» (A vau-l'eau, 1882), с беспросветным пессимизмом повествующего о злоключениях чиновника, он поразил литературный мир книгой «Наоборот» (A Rebours, 1884), получившей наименование «катехизиса декаданса». Главным ее героем является аристократ «конца века» («fin-de-siècle»). Порвав с Золя, Гюисманс издал романы «У пристани» (En Rade, 1887), натуралистический в изображении сцен деревенской жизни и сюрреалистический в описании грез, и «Без дна» (Là-Bas, 1891), изображение сатанизма в его средневековом и современном вариантах. Дюрталь, альтер эго Гюисманса, предпринял исследование о средневековом сатанизме, поражен образом средневекового сатаниста, маршала Жиля де Рэ и ищет следы сатанизма в современной Франции. К тайнам современного сатанизма он приобщается через некую женщину, с которой у него был кратковременный, но мучительный роман. Много глубоких мыслей высказано в последних главах «La bas», и одна из них: «Самая большая сила дьявола в том, что он заставил себя отрицать». Через несколько лет после написания романа умирает друг Гюисманса Жозеф-Антуан Буллан. Перед смертью он паслал Гюисмансу записку, в которой объясняет свою смерть колдовским воздействием маркиза Станисласа де Гуайта – аристократа от окультизма, мага и философа. Потрясенный этим Гюисманс в интервью журналу «Фигаро» обвиняет Гуайта в занятиях черной магией, и тот вызывает Гюисманса на дуэль – эта история подробно описана в книге Андре Бильи «Станислас де Гуайта» (М.: Ланселот, 2005). Центральный персонаж романа «Без дна», Дюрталь, появляется далее в романах «В пути» (En Route, 1895), истории возвращения Гюисманса в лоно католической церкви после пребывания в монастыре траппистов. Дюрталя тянет в монастырь, настоящий монастырь, который перенес бы его в атмосферу Cредневековья. Его духовный руководитель советует ему поехать в монастырь траппистов, в котором сохранилась еще атмосфера католической святости. Описание этого монастыря в «En route» – чарующе прекрасно, это классические страницы, которые читаются с трепетом. Дни, проведенные Дюрталем в монастыре траппистов, пережитая им борьба, из которой он выходит настоящим католиком, – все это необычайно важно и ценно для религиозной психологии. «Собор» (La Cathédrale, 1898), почти целиком посвященном Шартрскому собору. «La Cathédrale» – замечательное ученое исследование готики, католической литургики и мистики. Гюисманс углубляется до исследования тончайшей мистики цветов, животных, красок, вообще религиозной символики. «Собор» – это книга о католических храмах, культе и символике, она неоценима для тех, кто хочет досконально изучить католичество. В «Соборе», например, приводится ценное исследование о картине фра Беато Анжелико «Увенчание Девы») (Le couronnment de la Vièrge). Роман «Послушник» (L'Oblat, 1903) — слегка завуалированная хроника послушничества Гюисманса в бенедиктинском монастыре после отставки с государственной службы. В число других известных его книг входят «Парижские наброски» (Croquis parisiens, 1880), посвященные различным сторонам столичной жизни. Как художественный критик Гюисманс выказал большое понимание современных ему направлений в живописи в книге «Современное искусство» (L'Art moderne, 1883), в которой он пропагандировал импрессионизм; «Святая Людвина из Схидама» (Sainte Lydwine de Schiedam, 1901), эссе в жанре «жития», и «Лурдские толпы» (Les Foules de Lourdes, 1906), где восхваляется набожность и бичуется завладевшая городом страсть к наживе. Романы Гюисманса точно отражают эволюцию интеллектуальной и художественной жизни во Франции конца XIX века. При этом их можно рассматривать и как развернутую автобиографию писателя. Умер Гюисманс в Париже 13 мая 1907.
«Без дна»Жорис Карл Гюисманс (автор), Владилен Каспаров (перевод, статья)Серия: «Гримуар» Это произведение можно было бы назвать романом в романе — с одной стороны, это едва ли не единственное в художественной литературе жизнеописание Жиля де Рэ, знаменитого сподвижника Жанны д’Арк, с другой, история некоего парижского литератора Дюрталя, который, разочаровавшись в пресловутых духовных ценностях европейской цивилизации конца XIX в., обращается к Средневековью.
«На пути»Жорис Карл Гюисманс (автор)Серия: «Гримуар» В романе нашли отражение духовные искания писателя, разочаровавшегося в профанном оккультизме конца XIX в. и мучительно пытающегося обрести себя на стезе канонического католицизма. Представленная в романе широкая панорама христианской мистики и различных религиозных течений в совокупности с детальными комментариями и миниатюрными агиографическими статьями делает книгу справочником по христианской мистике, католической литургике и религиозному символизму. «Собор»Жорис Карл Гюисманс (автор), Владимир Крюков (комментарии), Владилен Каспаров (статья)Серия: «Гримуар» Третья часть трилогии «Без дна» - «На пути» - «Собор». Образ Шартрского собора (Нотр-Дам де Шартр) предстает совсем не в том привычно обывательском свете, в котором его пытаются представить туристические путеводители, — мистически настроенный автор видит в нем прежде всего воплощенное в камне Предание.
|
|