|
|
Главная »» Книги »» Человек и мир. Действие духа в природе. О пчелахРудольф Штайнер |
|
351 том Полного Собрания Сочинений Рудольфа Штайнера.
В серии лекций основатель антропософии поднимает широчайший круг вопросов из области космологии, истории, естествознания и сельского хозяйства. На примере пчеловодства оказаны глубочайшие взаимосвязи, пронизывающие все явления жизни и создающие удивительную целостность природы, частью которой является и человек.
Лекции — их можно также назвать беседами — прочитаны для рабочих, занятых на постройке Гётеанума. Слушатели могли задавать вопросы и предлагать темы для рассмотрения. Живой, а временами полемический характер изложения позволяет хорошо представить себе антропософское мировоззрение, являющееся полной и последовательной противоположностью чисто материалистического, механистического взгляда на мир.
Первая лекция, Дорнах, 8 октября 1923 г
Сущность бабочек
Повсюду в природе присутствует дух. Попытки использовать принцип полета бабочек в летательных аппаратах. Развитие бабочки происходит весьма сложно: яйцо, гусеница, куколка, имаго — стадия взрослого насекомого. Яйцо всегда нуждается во влаге с небольшой концентрацией соли; гусеница живет в свете; куколка изолирует себя от физических земных сил; бабочка следует только за светом, она неподвержена действию силы тяжести. “Я” и мир бабочек. Желтизна у львов. Инкарнат. Головастик, лягушка, дыхание посредством жабр и легких. Исследования с помощью микроскопа. Теория происхождения яйцеклетки. Побудительные мотивы современной науки. Разумность сумасшедших, “Разум и безумие” Ломброзо.
Вторая лекция, 10 октября 1923 г.
О синильной кислоте и азоте, углекислоте и кислороде
Что в человеческой жизни зависит от азота. Углекислый газ и азот, образование синильной кислоты и цианистого калия. Силы, противодействующие образованию цианистого калия, возбуждают наши движения. Поток цианистого калия, идущий от человека к Солнцу. В голову углекислый газ поступает вместе с железом. Малокровие, хлороз. Железистые источники. Как подчиненные человеком железисто-углекислые потоки направляются к Луне. Вегетация растений и полнолуние. Для мышления нам нужна Луна, для ходьбы — сила Солнца. Солнце, Земля и Луна были когда-то единым телом. Азот от Солнца, кислород от Луны. Каменный уголь и известь. Отравление цианистым калием. Глубинные связи человека с Солнцем и Луной.
Третья лекция, 13 октября 1923 г.
Человек и Земля на Севере и Юге
Формы снежинок, образование ледяных узоров. Различия между южанином и эскимосом. У эскимоса по отношению ко всему телу легкие большие, а печень маленькая; у человека жаркой зоны относительно маленькие легкие и большая печень. Гневливость отравляет кровь. Переохлаждение живота. Заболевания печени. Деятельность Солнца возбуждает деятельность печени. В легких действуют силы Луны. Причины легочных заболеваний. Сок листьев некоторых сортов капусты может стимулировать некоторые функции легких. Сок из корней цикория, принятый внутрь, может стимулировать функцию печени. Жизнь возникает повсюду, где светит Солнце; там, где действует Луна, возникают облики, образы. Электризация Земли и северное сияние. Целебные свойства кремнекислого железа и кремниевой кислоты.
Четвертая лекция, 20 октября 1923 г.
Сущность водорода
Белки в составе человека. Болотный газ метан. Водород распространен в космосе повсюду. Размножение как полярный полюс мышления. Живородящие змеи. Везде, где происходит размножение, должен действовать водород. Водород — мировой фосфор. Сода в технике и сода в природе. Повсюду, где используется сода, возникает немного света. Вся жизнь возникает, по существу, из упорядочивающего взаимодействия водорода и соды. Мужская сперма. Поскольку змея не получает соды, она не образует скорлупы. Внешний водород и внешняя сода — внутренний водород и внутренняя сода. Принцип высшего развития: то, что содержится во внешнем мире, входит в существ, в высших животных и в человека внутренне. Возникновение низших животных. Поступательное развитие человека посредством эмансипации от природы. Осы — искусные производители бумаги в природе.
Пятая лекция, 24 октября 1923 г.
О природе комет
Для дыхания нам нужна углекислота, для воления — синильная кислота. Синильная кислота в атмосфере комет. Значение комет во Вселенной. Различия между многоречивыми афинянами и спартанцами, говорящими мало, но мощно и значительно. Внутреннее тепло устраняет желание говорить, внешнее тепло побуждает к речи. Во тьме не может развиваться во тьме ничего. Так же, как мы извлекаем солнечное тепло из угля, эмбрион берет солнечный свет в матке матери, где этот свет накапливается изнутри. Внутреннее и внешнее тепло, внутренний и внешний свет. Кометы и метеоры доставляют цианистый калий в атмосферу. Истощение. Сок терна. Кометы приносят из космоса свободу для человека. Михайлов день как праздник свободы. Ликург, спартанский законодатель.
Шестая лекция, 27 октября 1923 г.
Как действует вещество в космосе и теле человека; железо и натрий
Железо существует в космосе повсюду, и поэтому мы можем обладать свободной волей; натрий распространен повсюду в космосе, и поэтому у нас есть голова. Для образования членов нашего тела хлор и водород должны образовать соляную кислоту. Хлор, поступающий в человека, должен правильным образом вступить в связь с железом. Марс является творцом железа в нашей планетной системе, Меркурий связан с хлором. Солнечные силы соединяют в человеке хлор с железом. Применение золота в терапии. Хлороз у некоторых девушек и хрипота у мальчиков в период смены голоса.
Седьмая лекция, 31 октября 1923 г.
Причины полиомиелита у детей. О вегетации растений
О комнатном содержании растений. Детский полиомиелит. Доказательства воздействия крайне незначительных доз вещества. Состояние здоровья людей зависит от вегетации растений. Лекарственные средства против полиомиелита. Древесный сок, жизненный сок и камбий у деревьев и у обычных травянистых растений. Какое значение имеет смешивание с почвой веществ в крайне малых дозах. Связь между почвой и мозжечком. Грипп и паралич. При симптомах паралича обнаруживается внутренняя связь их с земной почвой. Разработка методов лечения с помощью естествознания.
Замечания доктора Рудольфа Штайнера к докладу г. Мюллера о пчелах Дорнах, 10 ноября 1923 г.
Ущерб от искусственных методов при разведении пчел.
Восьмая лекция, 26 ноября 1923 г.
Пчела и человек
Нектар и пыльца — пища пчел. Пчелиный воск. Постройка сотов. Как развивается матка, рабочие пчелы и трутни. Пчелиная матка всегда остается животным, связанным с Солнцем; рабочие пчелы хотя и сильно связаны с Солнцем, но являются уже более земными животными; трутни — уже совершенно земные существа. Способность самца к оплодотворению обусловливается силами Земли; способность самки создавать яйцо связана с силами Солнца. Вывод детки. Брачный полет и оплодотворение пчелиной матки. Роение пчел. Значение пчелиного яда. Пчелиный улей и голова человека. Благоприятное воздействие меда на пожилых людей. Мед в рационе детей, больных рахитом. В тех областях, где развивается пчеловодство, садоводство развивается более успешно. Искусственные методы при разведении пчел. Благоговение по отношению к пчеле как сущности в целом.
Девятая лекция, 28 ноября 1923 г.
Восприятие у пчел
Обсуждение статьи из газеты “Швейцарское пчеловодство” (г. фон Буттель-Рипен: “Видят ли пчелы цвета, невидимые для нас?”). Пчелы обладают своеобразным объединенным чувством обоняния и вкуса. Как пчелы воспринимают свет и цвета. Сияние молодой пчелиной матки. Свет возбуждает у пчел химические процессы, которые они очень сильно ощущают. Утонченное чувство обоняния у кошки. Чувство обоняния у служебных собак. Искусственная подкормка пчел. Добавка настоя ромашки к подкормке.
Десятая лекция, 1 декабря 1923 г.
Мед и кварц
На чем основано лечебное действие меда (обсуждение очередной статьи из газеты “Швейцарское пчеловодство”). Маленьким детям надо давать больше молока, а меду немного; пожилым людям помогает главным образом мед, а не молоко. Силы кремниевой кислоты в человеке. Пчелы формируют те же самые силы, которые находятся в Земле и формируют кварц; это силы кремниевой кислоты в тончайшей дозировке. Сильно измельченный порошок из кварца как лекарственное средство при аллергических реакциях на мед. Преимущества лечения медом. Лошадь господина фон Остена. Привыкание пчел к пчеловоду. Объяснение старинных крестьянских правил.
Одиннадцатая лекция, 5 декабря 1923 г.
О меде
Как пчелы узнают пчеловода. Смерть пчеловода. Пчеловодство как составная часть сельского хозяйства. Обоснованная цена на мед. Ненатуральная молочная продукция. Средства против ящура. Ориентация коров на высокие удои приводит к слабости телят. Самопомощь у пчел в улье. Что представляют собой искусственные методы в пчеловодстве? Еще о цене на мед. Что можно делать при аллергии на мед. Как реагируют пчелы на электрический свет. Влияние знаков Зодиака на производство меда.
Двенадцатая лекция, 10 декабря 1923 г.
Об осах-орехотворках
Кто еще кормится у сотов. Болезни пчел и инстинкты старинных пчеловодов. Определенные отношения между пчелиным желудочным соком и пчелиной гемолимфой. Нормальное кроветворение у пчел. Нарушения состава гемолимфы. Искусственное растениеводство вокруг улья. Виноградарство. Сущность приготовления пчелиного меда. Об осах-орехотворках и об образовании танина. Дикая смоква. Окультуривание смокв (капрификация). Как пчелы были выведены из ос. Образование меда и образование смокв. Загнивание расплода у пчел.
Тринадцатая лекция, 12 декабря 1923 г.
О пчелином яде и о муравьях
Пчелиная матка, рабочие пчелы и трутни. Брачный вылет пчелиной матки. Из оплодотворенных яиц выводятся рабочие пчелы и пчелиные матки; из неоплодотворенных — только трутни. “Я”-организация человека, в сущности, гонит кровь. Пчелиный яд и яд ос как лекарственные средства против подагры и ревматизма. Пчелиное жало. Выведение трутней. “Поддельная” матка. Осиное гнездо и муравейник. Колонии тлей у муравьев.
Четырнадцатая лекция, 15 декабря 1923 г.
О значении муравьиной кислоты
Продолжение рассказа о муравейнике. Работы у муравьев. Муравьи хозяйственные (Pagonomyrmex barbatus). Об осах-наездниках (Ichneumonidae). Роль муравьиной кислоты в природе и в человеке. Пчелиный яд, яд ос и муравьиная кислота. Гомеопатические концентрации пчелиного яда, яда ос и муравьиной кислоты, поступая из космоса, распространяются над растениями, и, если бы этого не было, растения должны были бы через некоторое время погибнуть. Благодаря муравьиной кислоте Земля вообще сохраняет в себе жизнь. Яды являются аккумуляторами духа, и поэтому они целебны. Пчелы, осы и муравьи не только обирают природу подобно разбойникам, нет, они дают ей возможность жить и процветать дальше.
Пятнадцатая лекция, 22 декабря 1923 г.
Щавелевая кислота, муравьиная кислота, углекислый газ и их роль в природе
Воспоминания об энтомологе Жане-Анри Фабре. Способность пчел-древогнездов (Xylocopa) строить гнезда. Строительство у насекомых проникнуто разумом. Весь человек пронизан муравьиной кислотой. Откуда берется муравьиная кислота в нашем теле? Как узнать, что в человеке слишком мало муравьиной кислоты? Если муравьиная кислота не помогает, то назначают щавелевую кислоту. Повсюду в природе и во всем человеческом теле находится щавелевая кислота. В нашем теле мы постоянно производим из щавелевой кислоты муравьиную кислоту. Благодаря множеству насекомых воздух вокруг Земли постоянно пронизан муравьиной кислотой. Муравьиная кислота привлекает душу и дух. Процесс образования гноя. Муравьиная кислота является основой для Души Земли и Духа Земли. Свечение молодой пчелиной матки и старые роящиеся пчелы. Можжевельник служит символом морального оживления Земли, происходящему благодаря Христу.
<
«Макгрегор Мазерс» И. Кохун «Некрономикон» Х.Ф. Лавкрафт
«Криптософия» Х.Ф. Лавкрафт
«Голем» Густава Майринка
«Дракула» Брэма Стокера. Роман + исторические свидетельства. Каббалистическое Таро Г.О.М. большого формата |
||||||
|