|
|
Главная »» Авторы »» Клод д'ИжеКлод д'ИжеКЛОД Д’ИЖЕ: ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ЕДИНОРОГА
Для постороннего наблюдателя все, кто хоть сколько-нибудь всерьез интересуются алхимией, конечно, могут именоваться «алхимиками», однако настоящих алхимиков это весьма бы позабавило. Исследователей и «любителей» отставим в сторонку. Самих же алхимиков можно разделить на две категории: Адепты и герметические философы. Первые получили Камень и обрели бессмертие, вторые — «слишком много знали», но так и не начали Делания, то ли из-за отсутствия посвящения, то ли по какой другой причине. По мнению ряда современных исследователей алхимии, одним из таких герметических философов был Клод д’Иже, чья книга «Новая Ассамблея химических Философов», в основном представляющая собой центон (текст, составленный из цитат, которые, освещая друг друга, порождают совершенно новый смысл), на наш взгляд, является самой лучшей из числа тех, что были когда-либо написаны о Первоматерии Великого Делания.
Про Клода Лаблатиньера д’Иже мы знаем очень мало. Никто и никогда специально о нем не писал. Все, что мы имеем — это официальные даты жизни, весьма короткая библиография да разве что еще пара-тройка красивых деталей, всплывших благодаря обмолвкам не слишком-то щедрых на откровения товарищей алхимиков. Но и это уже кое-что. Итак, родился он в 1912 г. и что делал дальше, по крайней мере в ближайшие лет двадцать, решительно неизвестно. Однако в 30-е гг. он сходится с крайне загадочной Марией де Нагловска (о ней писал в своей «Метафизике пола» Юлиус Эвола), вступает в братство Рандольфа, занимается сексуальной магией в некоем уединенном замке в Чехославакии. Впоследствии, вероятно, осознав, что не там ищет, он становится учеником Эжена Канселье. По словам последнего (сборник премного любопытных интервью под общим названием «Солнечный огонь», взятых у Канселье Робером Амаду, увидели свет в издании Повера в 1978 г.), д’Иже, впрочем, не был практикующим алхимиком, «работающим у печи». Однако при этом ученик великого Фулканелли отзывался о книгах собственного ученика с нескрываемым восхищением: «наилучшая и в высшей степени здоровая традиция». Канселье также написал предисловия к обеим книгам д’Иже: «Антология герметической поэзии» (1947) и «Новая Ассамблея химических Философов» (1954). Клод д’Иже помимо прочего известен как основатель литературного общества «Возлюбленные Единорога», занимающегося глубоким исследованием герметической символики. Общество это и поныне существует в Париже под именем «Сфера Единорога». В 1976 году «Антология герметической поэзии» была переиздана в дополненном варианте: в книгу вошло новое исследование об «Истинном Савиньене Сирано де Бержераке и герметизме Иного Мира». Умер д’Иже в 1964 г. А через год июльский номер ревю «Инициация и наука» был полностью отдан под его ранее непубликовавшиеся, неизвестные, либо просто «лежавшие в столе» тексты.
У нас нет никаких оснований не доверять Канселье относительно смертной участи его ученика. Хотя наводит на определенные соображения тот факт, что Канселье всем и всегда говорил о том, что он сам, дескать, никогда Камня не получал. Однако есть и другие, противоречащие тому свидетельства. И здесь, как мы полагаем, вероятно, могло сказаться то обстоятельство, согласно которому Адепт работающий в тайне, будучи лицом публичным, с неизбежностью придет к необходимости выдавать себя просто за герметического философа, нежели каждому встречному-поперечному представляться: «здрасьте, я товарищ алхимик!» Есть, конечно, европейские исследователи алхимии, называющие себя друзьями Канселье и утверждающие, что тот им лично заявлял: «Камня я не получал». Хорошо, допустим, они считали себя друзьями Канселье. Но были ли они таковыми на самом деле? И что такое дружба в мире, где царит предательство и люди пожирают друг друга, словно дикие животные. Трудно себе и представить, что могло бы случиться, если бы Эженом Канселье всерьез заинтересовались спецслужбы, как в свое время они заинтересовались Фулканелли. А влиятельные преступные синдикаты, желающие получать всё больше и больше? Как насчет отрезанных пальцев, утюга, электрошока? С какой стати Канселье было распространяться о своем тайном? То же можно сказать и про Клода д’Иже. Не лучше ли прикинуться всего лишь «любителем Науки», подстроить свои похороны, как некогда, согласно легенде, их подстроили Фламель и его жена Перенель, а самому потихоньку дать деру? Ответим честно: лучше. Но не исключено, что Клод д’Иже действительно был «всего лишь» чрезвычайно знающим и талантливым знатоком герметической науки, сыном ведения, избранником Илии, возлюбленным Единорога. Можно знать Первоматерию и знать режимы, но так никогда и не преступить к Деланию. На это тоже есть свои основания, может быть, внимательный читатель Клода д’Иже догадается какие именно. Однако не стоит о своих догадках потом трубить на каждом перекрестке, а то ведь могут и в канавке найти.
Олег Фомин, 2005 «Новое Собрание химических Философов. Очерк Великого Делания по следам лучших авторов»Клод д'Иже (автор), Эжен Канселье (предисловие)Серия: «Алый лев» Гермес Трисмегист, Авиценна, Николай Фламель, Василий Валентин, Фулканелли, Эжен Канселье и… Клод д`Иже. Непрерывная цепь из древности в наши дни. Собрав щедрые отрывки из алхимических, порою очень редких, книг, Клод д`Иже составил целостный рецепт получения Философского Золота. Нигде как в этой книге трансмутация не предстает в такой откровенной ясности.
|
|