"Маяк - 24" 29 ноября 2005 г.| 10:58
Владимир Микушевич (р. 1936) - известный поэт, переводчик Кретьена де Труа, Джонатана Свифта, Новалиса, Гёльдерлина, Артюра Рембо, Райнера Марии Рильке, Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Преподаватель Литературного института, читает лекции также в МИФИ, МАрхИ, Институте журналистики и литературного творчества (в том числе "Историю тайных учений"). Не так давно Микушевич выпустил сборник мистических рассказов, жанр новой книги обозначен как "роман-предание", и он тоже полон мистики, конспирологии, тайных сект и учений, алхимии, пророчеств etc.
Речь идет от первого лица, но герой другой - вот как о нам сказано в самом начале: "Мировая слава Платона Демьяновича Чудотворцева, неожиданно пришедшая после его смерти, застигла врасплох не только меня, работавшего над его жизнеописанием сначала втайне, потом почти явно, а теперь снова почти втайне, что подтверждает постулат самого Чудотворцева: нет ничего явного, что не осталось бы тайным". Конец цитаты. Далее все-таки выясняется, что Чудотворцев был религиозным мыслителем, гением оккультизма, чуть ли не соперником Гурджиева, "стойким федоровцем", "так или иначе постигшем тайну бессмертия", и может быть, вовсе не умершим. Кроме того, Чудотворцев, цитирую - "идеолог новой, православной государственности, тайный вдохновитель Сталина и Вышинского, идеолог некоего социально-религиозного движения, именуемого ПРАКС". В общем, атмосфера тайны окутывает сразу, а чтобы читатель вполне в нее погрузился, автор переносит нас и в Москву времен Ивана Грозного, и в раскольничьи скиты, и в чекистские застенки, хотя основное действие все-таки происходит в наши дни. А главное внимание Владимира Микушевича сосредоточено на эзотерической подоплеке русской и мировой истории ХХ века. Изыскания Микушевича касаются самых разных тем - от того, как относились к Сталину антропософы, до предположений об истинном (то есть в рамках построений Микушевича - вполне конспирологическом) смысле тех или иных исторических событий. Для примера снова процитирую: "Не скрывается ли за так называемой гражданской войной в Испании стремление Гитлера завладеть замком Грааля Монсальват (де Мервей) в Пиренеях? Так что по своему вполне естественен вопрос Гитлера о местонахождении замка де Мервей, обращенный к господину де Мервей в России...". Конец цитаты.
Замечу под конец, что уже само название книги апеллирует к известной концепции старца Филофея о Москве как Третьем Риме, а поскольку четвертому Риму не бывать, чудесное и судьбоносное происходит именно здесь и сейчас. Итак, "Воскресенье в Третьем мире", роман-предание Владимира Микушевича.