ИСКУССТВО УМИРАНИЯ

КНИЖНОЕ ОбОЗРЕНИЕ
Про колокол все знают: Хемингуэй раззвонил. Многие помнят наизусть весь текст, взятый Хэмом в качестве эпиграфа. Некоторые даже знают, что слова эти принадлежат Джону Донну - английскому поэту и богослову, жившему в конце XVI - начале XVII века. Но мало кто имел возможность познакомиться с полным текстом, подарившим миру столь известную строчку. Она не из стихотворения и не из проповеди - она из весьма необычной книги, которая называется «Обращения к Господу в час нужды и бедствий».

«Обращения» были написаны в те дни, когда Донном овладела смертельная болезнь. Современные ученые, изучив описание симптомов, постановили: возвратный тиф. Донн мучили бессонница, бред и боли во всех частях тела. Он вплотную подошел к той грани, что отделяет жизнь от смерти, и, возможно, даже заглянул за нее. При этом ни на минуту Донн не переставал истинно веровать в Бога, ни на минуту не усомнился в том, что причина мучений - его собственный грех.

Книга, написанная Джоном Донном во время страшной болезни и напечатанная его друзьями раньше, чем он успел полностью поправиться, разбита на 23 главы; каждая состоит из трех частей: «Медитация» (для современных читателей, ориентированных на «восточный» смысл этого слова, правильнее было бы перевести «Размышление»), «Увещевание» и «Молитва».

В первой части Донн неизменно размышляет о превратностях своей судьбы, о физических страданиях, которые выпали на его долю. Вторая часть построена неожиданно - начинается она, как правило, с вызова Богу, с упрека в своих бедах и мучениях, однако заканчивается обязательно убедительнейшим доказательством того, что во всех своих несчастиях человек виновен сам. Третья часть - это молитва человека, осознавшего свои заблуждения и кающегося в них. При этом каждая глава - это один из этапов наступления на человеческий организм страшной болезни, предельно точный с медицинской точки зрения.

В этом необычном, не имеющем прямых аналогов, произведении соединились и нашли наивысшую точку своего развития самые разные средневековые литературные традиции. Во-первых, текст Донна наследует трактатам в жанре ars moriendi - искусство умирания. Эти произведения, весьма популярные в Средние века, повествовали о том, как истинному христианину достойно умирать. Во-вторых, в соответствии с традициями тех времен Джон Донн уподобляет тело болеющего человека крепости, осажденной врагами. Оттолкнувшись от этого символа, автор поднимается до более возвышенной аллегории - вся жизнь человеческая есть постоянная схватка со смертью. Этот образ с новой силой звучит во втором произведении сборника - проповеди «Схватка смерти...»

Нельзя не отметить качество и глубину комментариев, которыми снабжены оба текста. Дело в том, что произведения Джона Донна насыщены библейскими цитатами и аллюзиями, а из современных российских читателей совсем немногие смогут похвастаться тем, что знают наизусть полный текст Священного писания. Для них составители сборника в качестве сносок приводят довольно объёмные фрагменты Библии.

В качестве приложения к собственно текстам средневекового автора в книге даны две полновесные статьи Антона Нестерова «"Алхимическое богословие" Джона Донна» и «Циркуль и окружность». Они призваны помочь читателю обнаружить в произведениях Донна еще один слой - алхимический. Правда, в основном в качестве наглядного материала в статьях используются стихи, которым в книге места не нашлось...

А между тем текст «Обращений...» сам насыщен символикой Великого делания не меньше, чем стихотворения. Ведь сама болезнь Донна в некоторые моменты предстает перед читателем тем самым алхимическим сосудом, алембиком, в котором плавятся мозг и душа писателя - переплавляются и переходят в некое совершенно новое качество.

Андрей Щербак-Жуков