|
|
Главная »» Авторы »» Сэмюел Лиддел Макгрегор МазерсСэмюел Лиддел Макгрегор Мазерс(MATHERS Samuel Liddell McGREGOR, 1854—1918) Английский оккультист, писатель, переводчик, один из основателей Герметического ордена Золотой Зари родился в семье торгового работника Уильяма Мазерса, который скончался вскоре после рождения сына; воспитывался овдовевшей матерью. Окончил среднюю классическую школу в Бедфорде, затем переехал в Борнмут (Сассекс), где работал клерком. В этот период Мазерс служил в 1-м Гемпширском пехотном полку (в чине рядового, хотя на одной фотографии был запечатлен в форме лейтенанта). Он занимался боксом и фехтованием, а также изучал военную тактику и составил «Практическое руководство по боевой подготовке пехотных операций» (1884), в основу которого лег французский военный учебник, переработанный для нужд британской армии. У Мазерса было две страсти в жизни: теория военного дела и магия. В октябре 1877 г. Мазерс был принят в масонскую ложу «Хенгист» в Борнмуте и менее чем за полтора года поднялся до степени Мастера. Интерес к мистицизму и герметической традиции пробудила в нем дружба с Фредериком Холландом — собратом по масонской ложе и знатоком каббалы. В 1882 г. Мазерс покинул масонскую ложу и стал членом Английского общества розенкрейцеров (SRIA), а четыре года спустя вошел в состав Верховного совета этой организации. Он проводил богослужения в лондонском отделении общества и написал несколько статей для периодического сборника, распространявшегося среди членов SRIA («Бог в древнееврейских буквах»; «Розенкрейцерские символы»; «Древние розенкрейцеры и их зодиакальные эмблемы»). Здесь он познакомился с У.У. Уэсткоттом (в то время генеральным секретарем SRIA) и У.Р. Вудманом (Верховным Магом SRIA) После смерти матери в 1885 г. Мазерс вернулся в Лондон и поступил на работу к Фредерику Хорниману (отцу Анни Хорниман, основателю Музея Хорнимана и преуспевающему торговцу чаем) — вначале как помощник библиотекаря, а впоследствии куратор музея. В дальнейшем, вплоть до 1896 г., Анни Хорниман неоднократно оказывала Мазерсу материальную помощь и принимала деятельное участие в работе ордена Золотой Зари. Современники описывают Мазерса как человека весьма необычного и во многом эксцентричного. Увлекшись кельтской традицией и символикой, он объявил себя потомком старинного шотландского рода Макгрегоров из Гленстрэ, принял вторую фамилию «Макгрегор» и в доказательство своего происхождения стал носить традиционный шотландский костюм. Он был вегетарианцем, активным участником движения против вивисекции, убежденным противником курения и сторонником равноправия женщин. Будучи самоучкой, он, тем не менее, приобрел обширные познания в истории и теории западной эзотерической традиции и овладел несколькими древними и современными языками благодаря исключительному трудолюбию, ясному уму и цепкой памяти. В 1887 г. Уэсткотт обратился к Мазерсу с просьбой разработать действующие церемонии посвящения на основе схем, содержавшихся в шифрованных манускриптах, и пригласил его войти в состав руководства новой тайной организации — Герметического ордена Золотой Зари. 1 марта 1888 г. был учрежден первый английский храм этого ордена — храм Исиды-Урании, в котором Мазерс занял пост Провозвестника (Уэсткотт стал Канцлером ордена, а должность Императора отошла к Вудману). В качестве орденского девиза он принял ирландское изречение, под которым работал и в SRIA, — «’S Rioghail Mo Dhream» («Я королевского происхождения», девиз шотландского клана Макгрегоров, возводивших свой род к королевской династии), а позднее добавил к нему латинский девиз «Deo Duce Comite Ferro» («С Богом, моим повелителем, и мечом, моим другом»). В 1888 г., по заказу Вудмана и Уэсткотта, Мазерс подготовил и опубликовал первый английский перевод каббалистических трактатов из книги «Зогар», входивших в латинское собрание Кнорра фон Розенрота «Разоблаченная каббала». Этот труд Мазерс посвятил Анне Кингсфорд — его подруге и наставнице, сыгравшей немаловажную роль в его становлении как мистика и мага.
В июне 1890 г. Мазерс сочетался браком с Миной Бергсон (в замужестве Мойна Мазерс); их обвенчал преподобный У.А. Эйтон — алхимик и член ордена Золотой Зари. Мойна стала верной соратницей Мазерса в орденской работе и продолжила дело мужа после его смерти. Деятельность ордена Золотой Зари первоначально сводилась к теоретическому изучению основ герметизма, а степени посвящения ограничивались рамками Внешнего ордена. Однако к концу 1891 г. Мазерс создал церемонию Младшего Адепта и организовал второй, Внутренний орден Красной Розы и Золотого Креста, члены которого получили возможность применять теоретические знания на практике. После смерти Вудмана (декабрь 1891) пост Верховного Мага SRIA перешел к У.У. Уэсткотту, а Мазерс в феврале 1892 г. был назначен на должность генерального секретаря общества. В то же время произошли перестановки в ордене Золотой Зари: Мазерс занял пост Императора, а освободившийся пост Провозвестника — Флоренс Фарр. Весной 1892 г. Мазерс вместе с женой переехал в Париж, где в 1894 г. основал французское отделение Золотой Зари — храм Ахатор (в результате Уэсткотт стал Верховным Вождем ордена в Англии). Из Парижа Мазерс продолжал руководить работой ордена и процессом подготовки адептов. Он создал учебную программу для Младших Адептов и ввел восемь экзаменов, которые необходимо было выдержать для перехода на подстепень Младшего Адепта-Теоретика. В программу была включена система енохианской магии, разработанная Мазерсом на основе визионерских откровений Джона Ди и Эдварда Келли. Перу Мазерса принадлежат также многие из важнейших орденских материалов, в том числе документы Z, посвященные символике церемонии Неофита и пяти типам магических операций (так называемым формулам Магии Света). Он ввел в систему Золотой Зари божественные образы древнеегипетского пантеона, а в 1898 г., вместе с супругой, начал работу над серией «египетских» ритуальных драм «Обряды Исиды», которые в дальнейшем неоднократно разыгрывались для широкой публики на сцене парижского театра «Бодиньер». Сам Мазерс обладал великолепным драматическим чутьем, и собратья по ордену отзывались о нем как о непревзойденном мастере ритуала. С 1897 г., после ухода Уэсткотта с поста Верховного Вождя в Англии, власть в ордене Золотой Зари практически сосредоточилась в руках Мазерса. Мазерс заявил о своем праве на абсолютное главенство и отказался назначить двух соправителей на освободившиеся посты. Вскоре многие стали проявлять недовольство его единоличным правлением и притязаниями на контакт с мистическими «Тайными Вождями Третьего ордена», от которых Мазерс якобы получал указания относительно руководства орденом. Напряженность усугубилась в связи с манифестом, в котором Мазерс потребовал от всех Младших Адептов-Теоретиков ордена принести лично ему письменную клятву верности и подчинения. Те, кто отказался выполнить это требование, были исключены из ордена либо понижены в звании. После скандала с четой Хоросов (предавших огласке существование и деятельность Золотой Зари) и попытки Мазерса обвинить Уэсткотта в подделке переписки с немецкой посвященной Анной Шпренгель (письма которой обосновывали принадлежность ордена к древней розенкрейцерской традиции), в рядах Золотой Зари вспыхнул мятеж. Отколовшаяся фракция большинства сформировала новую организацию под названием «Stella Matutina» («Утренняя Звезда») и 21 апреля 1900 г. официально исключила Мазерса из рядов ордена. Верность Мазерсу сохранила лишь группа немногочисленных приверженцев (в числе которых были Мойна Мазерс, Дж.У. Броуди-Иннес и Э.У. Берридж). В 1910 г. Алистер Кроули, бывший друг Мазерса, поддерживавший его во время конфликта в рядах Золотой Зари, но еще в 1903 г. разорвавший с ним отношения, решил опубликовать орденские материалы в своем журнале «Эквинокс», нарушив тем самым клятву секретности, которая связывала членов ордена. Мазерс поспешно отправился в Лондон в надежде предотвратить эту публикацию, но потерпел неудачу. Вражда между двумя бывшими соратниками переросла в настоящую «магическую войну». Вернувшись в Париж в 1912 г., Мазерс прожил остаток лет достаточно скрытно, посвящая почти все время оккультным исследованиям. Об этом периоде его жизни достоверных сведений почти не сохранилось. Умер Мазерс 5 (по др. данным — 20) ноября 1918 г. Согласно одной из версий, он скончался от испанки, эпидемия которой в то время охватила многие страны Европы и унесла жизни около 22 миллионов человек. Однако ходили слухи, что смерть его имеет под собой оккультные основания: Мойна Мазерс утверждала, что жизненные силы ее мужа истощились вследствие многолетней напряженной работы с Тайными Вождями ордена, а некоторые его соратники, равно как и некоторые враги, были убеждены, что Мазерс пал жертвой «магической войны» с Алистером Кроули. В официальном свидетельстве о его смерти причина последней не указана, и даже место его погребения остается неизвестным. Основные произведения: «Таро: краткое руководство по истолкованию карт» (1888); «Разоблаченная каббала» (пер., 1888); «Ключ царя Соломона» (пер., 1889); «Священная магия Абрамелина-мага» (пер., 1896); «Малый ключ царя Соломона» (пер., 1904); многочисленные документы ордена Золотой Зари. «Полная система магии Золотой Зари»Израэль Регарди (автор), Сэмюел Лиддел Макгрегор Мазерс (статьи), Артур Эдвард Уэйт (ритуалы), Анна Блейз (перевод, комментарии, разделы "Словарь" и "Персоналии"), Шаэн Еремян (редактор-консультант, оформление, комментарии)Перевод заменитой The Complete Golden Dawn System of Magic, в основу которой легли тщательно собранные, очищенные от случайной редакторской правки материалы Герметического ордена Золотой Зари, дополненные уместными статьями и выдержками из редких книг. «Разоблаченная каббала»Сэмюел Лиддел Макгрегор Мазерс (автор), Христиан Кнорр фон Розенрот (источник), Анна Блейз (перевод)Три каббалистических трактата, входивших в состав «Kabbala Denudata» (1677-1678 - I том, 1684 - II том) Кнорра фон Розенрота, которая в свою очередь представляла перевод некоторых частей книги «Зогар» с арамейского оригинала. Его автор, Моисей (Моше) де Леон (1250—1305), приписывал создание книги рабби II века нашей эры Шимону бар Иохаи, вдохновленному пророком Илией. Книга прокомментирована и дополнена обширным введением. «Таро. Краткое руководство по истолкованию карт»Сэмюел Лиддел Макгрегор Мазерс (автор)Эта книга представляет собой первое руководство по истолкованию карт Таро. Ставший классическим текст содержит экскурс в их историю и предназначение. Автор раскрывает происхождение и каббалистические корни Таро, показывает, как правильно составить связный рассказ на основе выпавших в раскладе карт, и предлагает три метода их прочтения.
|
|