TimeOut СПб, 01 декабря 2006
Мейчен А. Сад Аваллона. М.: Энигма (Гримуар), 2006
Щекочущие нервы и воображение истории о "незримом, о двойниках и таинственных превращениях", - это проза Артура Мейчена (1863 - 1947) для читателя, не привыкшего вникать в подробности писательских биографий. Совсем на другом уровне воспримет эту действительно изящную словесность тот, кто знает, что Мейчен всерьез изучал античную и кельтскую мифологию, средневековую алхимию, оккультные теории и друидические практики.
Христианство и древнее язычество боролись в сердце литератора-мистика: в повестях и новеллах разных лет, вошедших в книгу серии "Гримуар", обитатели потустороннего мира - фавны, феи, сатиры, Белая Богиня и великий Пан - предстают то воплощением абсолютного зла, то хранителями высшей мудрости и неведомого смертным блаженства. А озаглавлен сборник по рабочему названию изданного в 1907 году романа "Холм грез", самого, если верить современникам Мейчена, декадентского произведения английской литературы.
Его герой, юноша Луциан (отсылка к "Золотому ослу" Апулея очевидна), страдает от самодовольного невежества соседей и мечтает стать писателем. Влюбившись в заурядную деревенскую девицу, он постигает тайны бытия и гибнет то ли под тяжестью сакрального знания, то ли под бременем одиночества. "В красоте этой книги есть что-то греховное, - писал титулованный рецензент лорд Дуглас. - Она подобна странной орхидее, цвет которой болезненно-щемящ и отталкивающ одновременно, а аромат - непереносимо сладостен и едва не лишает сознания".
Анна Сусид
1 декабря 2006