Издательство Энигма Издательство Энигма Издательство Энигма
Новости
Книги
Основные серии
Темы
План выпуска
Авторы
Рейтинги
Как нас найти
Где купить
Книга почтой
Гостевая книга
Обратная связь



ПОИСК




Rambler's Top100

Построено
DraKmoR design group,
Москва, 2002 г.

Главная »» Авторы »» Жорис Карл Гюисманс


Жорис Карл Гюисманс

Жорис Карл Гюисманс

(HUYSMANS Joris Karl, 1848-1907)

Самое благородное явление, рожденное на почве французского декадентства – утонченного упадочничества, слишком мало вызывает к себе внимания и на родине, и у нас и ждет еще справедливой оценки. Речь идет о Гюисмансе, так мало еще оцененном, так мало популярном даже в то время, когда «декадентская» литература была очень популярной.

Шарль-Мари-Жорж Гюисманс родился 5 февраля 1848 года. Отец – голландец, мать – француженка. Получив домашнее образование, в 1866 году Гюисманс стал чиновником Министерства внутренних дел, где прослужил 32 года вплоть до отставки.

Гюисманс стоит в стороне от большого литературного потока. Слишком многим он может показаться скучным, в его произведениях мало занимательного, мало того, что могло бы стать модным. Нужен особый вкус, чтобы полюбить Гюисманса, чтобы плениться его романами-исследованиями, чтобы почувствовать упоительность в их напускной скучности. Даже крупные, очень талантливые модернистские писатели как бы покрылись налетом пошлости от популяризации, от модных увлечений ими. К Гюисмансу не пристала пошлость моды и популярности. Он остался серьезным, утонченным до муки, настоящим мучеником упадочности. Гюисмансу близки только такие личности, как Барбе д’Оревильи, Бодлэр, Верлен, Малармэ, Вилье де Лиль-Адан.

В 1874 году Гюисманс опубликовал свою первую книгу – «Ваза с пряностями» (Le Drageoir à épices), сборник прозаических стихотворений в духе Ш.Бодлера. Под влиянием трех мэтров тогдашней французской литературы – Э.де Гонкура, Э.Золя и Г.Флобера – написаны романы «Марта, история проститутки» (Marthe, histoire d'une fille, 1876), первая книга о публичной девке из опекаемого государством борделя; «Сестры Ватар» (Les Soeurs Vatard, 1879), социальная хроника в манере Золя; «Семейный очаг» (En Ménage, 1881), многим обязанный флоберовскому «Воспитанию чувств». Вскоре Гюисманс вошел в Меданский кружок, однако он был слишком независимым писателем, чтобы надолго задержаться в учениках Золя. После небольшого романа «По течению» (A vau-l'eau, 1882), с беспросветным пессимизмом повествующего о злоключениях чиновника, он поразил литературный мир книгой «Наоборот» (A Rebours, 1884), получившей наименование «катехизиса декаданса». Главным ее героем является аристократ «конца века» («fin-de-siècle»).

Порвав с Золя, Гюисманс издал романы «У пристани» (En Rade, 1887), натуралистический в изображении сцен деревенской жизни и сюрреалистический в описании грез, и «Без дна» (Là-Bas, 1891), изображение сатанизма в его средневековом и современном вариантах. Дюрталь, альтер эго Гюисманса, предпринял исследование о средневековом сатанизме, поражен образом средневекового сатаниста, маршала Жиля де Рэ и ищет следы сатанизма в современной Франции. К тайнам современного сатанизма он приобщается через некую женщину, с которой у него был кратковременный, но мучительный роман. Много глубоких мыслей высказано в последних главах «La bas», и одна из них: «Самая большая сила дьявола в том, что он заставил себя отрицать». Через несколько лет после написания романа умирает друг Гюисманса Жозеф-Антуан Буллан. Перед смертью он паслал Гюисмансу записку, в которой объясняет свою смерть колдовским воздействием маркиза Станисласа де Гуайта – аристократа от окультизма, мага и философа. Потрясенный этим Гюисманс в интервью журналу «Фигаро» обвиняет Гуайта в занятиях черной магией, и тот вызывает Гюисманса на дуэль – эта история подробно описана в книге Андре Бильи «Станислас де Гуайта» (М.: Ланселот, 2005). Центральный персонаж романа «Без дна», Дюрталь, появляется далее в романах «В пути» (En Route, 1895), истории возвращения Гюисманса в лоно католической церкви после пребывания в монастыре траппистов. Дюрталя тянет в монастырь, настоящий монастырь, который перенес бы его в атмосферу Cредневековья. Его духовный руководитель советует ему поехать в монастырь траппистов, в котором сохранилась еще атмосфера католической святости. Описание этого монастыря в «En route» – чарующе прекрасно, это классические страницы, которые читаются с трепетом. Дни, проведенные Дюрталем в монастыре траппистов, пережитая им борьба, из которой он выходит настоящим католиком, – все это необычайно важно и ценно для религиозной психологии.

«Собор» (La Cathédrale, 1898), почти целиком посвященном Шартрскому собору. «La Cathédrale» – замечательное ученое исследование готики, католической литургики и мистики. Гюисманс углубляется до исследования тончайшей мистики цветов, животных, красок, вообще религиозной символики. «Собор» – это книга о католических храмах, культе и символике, она неоценима для тех, кто хочет досконально изучить католичество. В «Соборе», например, приводится ценное исследование о картине фра Беато Анжелико «Увенчание Девы») (Le couronnment de la Vièrge). Роман «Послушник» (L'Oblat, 1903) — слегка завуалированная хроника послушничества Гюисманса в бенедиктинском монастыре после отставки с государственной службы.

В число других известных его книг входят «Парижские наброски» (Croquis parisiens, 1880), посвященные различным сторонам столичной жизни. Как художественный критик Гюисманс выказал большое понимание современных ему направлений в живописи в книге «Современное искусство» (L'Art moderne, 1883), в которой он пропагандировал импрессионизм; «Святая Людвина из Схидама» (Sainte Lydwine de Schiedam, 1901), эссе в жанре «жития», и «Лурдские толпы» (Les Foules de Lourdes, 1906), где восхваляется набожность и бичуется завладевшая городом страсть к наживе. Романы Гюисманса точно отражают эволюцию интеллектуальной и художественной жизни во Франции конца XIX века. При этом их можно рассматривать и как развернутую автобиографию писателя.

Умер Гюисманс в Париже 13 мая 1907.


ОПУБЛИКОВАННЫЕ КНИГИ:

73 Без дна

«Без дна»

Жорис Карл Гюисманс (автор), Владилен Каспаров (перевод, статья)

Серия: «Гримуар»

Это произведение можно было бы назвать романом в романе — с одной стороны, это едва ли не единственное в художественной литературе жизнеописание Жиля де Рэ, знаменитого сподвижника Жанны д’Арк, с другой, история некоего парижского литератора Дюрталя, который, разочаровавшись в пресловутых духовных ценностях европейской цивилизации конца XIX в., обращается к Средневековью.

18 На пути

«На пути»

Жорис Карл Гюисманс (автор)

Серия: «Гримуар»

В романе нашли отражение духовные искания писателя, разочаровавшегося в профанном оккультизме конца XIX в. и мучительно пытающегося обрести себя на стезе канонического католицизма. Представленная в романе широкая панорама христианской мистики и различных религиозных течений в совокупности с детальными комментариями и миниатюрными агиографическими статьями делает книгу справочником по христианской мистике, католической литургике и религиозному символизму.

73 Собор

«Собор»

Жорис Карл Гюисманс (автор), Владимир Крюков (комментарии), Владилен Каспаров (статья)

Серия: «Гримуар»

Третья часть трилогии «Без дна» - «На пути» - «Собор». Образ Шартрского собора (Нотр-Дам де Шартр) предстает совсем не в том привычно обывательском свете, в котором его пытаются представить туристические путеводители, — мистически настроенный автор видит в нем прежде всего воплощенное в камне Предание.

Сегодня 24.04.2024


блог

Блог Издательства Энигма

Контакты

Издательство Энигма. Контакты

Вышла в свет
«Макгрегор Мазерс»

И. Кохун

Макгрегор Мазерс. Меч мудрости

В продаже
«Некрономикон»

Х.Ф. Лавкрафт

Некрономикон

В продаже
«Криптософия»

Х.Ф. Лавкрафт

Некрономикон

В продаже
«Голем»

Густава Майринка

Голем Густава Майринка

В продаже
«Дракула»

Брэма Стокера. Роман + исторические свидетельства.

Дракула Брэма Стокера

В продаже
Каббалистическое Таро Г.О.М.

большого формата

Каббалистическое Таро Г.О.М.