ЛУЧШИЕ КНИГИ ЯРМАРКИ

НГ EXLIBRIS № 32 (297) 11 сентября 2003 г.

Легендарная книга. Существует свидетельство, что сам Декарт попал под обаяние "Химической Свадьбы" и во времена своей бурной военной молодости искал встречи с неуловимыми братьями Ордена Розового Креста. Для масонов всех времен и народов эта книга была настольной, и даже классики немецкой философии, Лейбниц и Шеллинг, говорят, почитывали ее на досуге. Современный просвещенный люд, не считая тех одержимых, что и поныне ищут следы Ордена, также наслышан о "Химической Свадьбе" - максимум благонадежной информации о братьях до сих пор можно было получить из сочинений английской исследовательницы герметической традиции Френсис Йейтс, чью книгу о розенкрейцерстве выпустило несколько лет назад то же издательство "Энигма".

Иными словами, сколь бы скептически ни относиться к содержанию розенкрейцерского "Откровения", факт его издания нельзя не приветствовать. Тем более в таком сверхкорректном исполнении: издательство "Энигма" задалось целью как можно точнее воспроизвести первое страсбургское издание 1616 года, вплоть до маргиналий, поясняющих основной текст. Все эти нюансы придают изданию археологический аромат исторического документа. Кроме того, основной текст снабжен аж тремя послесловиями - немецкого антропософа Рудольфа Штайнера, герметиста Евгения Головина и историка Дмитрия Харитоновича. В первых двух предисловиях говорится о великом духовном наследии розенкрейцерского братства, в последнем - вообще отвергается возможность его существования. Как говорится, выбирай на вкус. Одно не подлежит сомнению - профессиональная добротность перевода. Частично "Энигма" воспользовалась старым переводом 1918 года Б.Кожевникова, частично - переводами А.Ярина, выполненного для книги Йейтс. Стихи публикуются в переложении Владимира Микушевича. Так что книгу можно читать просто как роман, а не как руководство к действию, ибо, как сказано в той же "Химической Свадьбе", "на том самом месте, где возникает прежде неведомая болезнь, там Натура сама изыскивает надлежащее средство, и потому для уврачевания столь многих недугов, коими страдает Философия, найдутся подходящие и для нашего Отечества не чрезмерно отяготительные снадобья, через которые она обновит и явит себя".