ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ ДЬЯВОЛУ ВО ФРАНЦИИ

"КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ" от 22.09.03.

О Боге – едином или нет – написано множество книг, изложены тысячи точек зрения; печатная Библия распространяется количеством в несколько экземпляров в секунду... А о вселенском зле, Сатане, книг мало. Можно сказать, почти нет. Эта – практически уникальна. В оригинале она называется «Евангелие от Дьявола»

Сборник сказаний о «нечистом» составлен собирателем фольклора Клодом Сеньолем по рассказам «очевидцев» (кавычки авторские, скептические) и согласован с верованиями французского народа. Легенды, сказки и побасенки перемежаются выдержками из «Молота ведьм», цитатами скабрезных песенок, описанием жизненного опыта автора и аккуратно распределены по тематическим разделам.

Ознакомиться предлагается со вкусами адского повелителя, его именами и возрастом, местами обитания, условиями составления договора о продаже души или прочего движимого и недвижимого имущества. Также рассказано об одержимости Дьяволом, процессе его изгнания, обрядах и особых сатанинских знаках.

Причем надо отдать должное – автору или, может, переводчикам, а скорее всего, и тем, и тем получившееся собрание текстов, несмотря на суеверную щекотливость тематики, читать значительно приятнее, чем подобного рода разнокалиберные рассказики в других изданиях.

При чтении создается впечатление, что Дьяволу решительно нечем заняться: помимо обращения с душами умерших и даже еще живых грешников, он является чуть ли не каждому крестьянину, колдуну и пастуху в различных образах. В черной овце, кошке, корове или прочей несимпатичной народу живности скрывается Дьявол. Он же танцует с очаровательными девами, руководит шабашами (по пять штук на каждую местную гору), переворачивает молящихся женщин вверх ногами, вскрывает бочки с вином, следит раздвоенным копытом под окнами и разбрасывает волосы из хвоста. Плюс к этому строит: дороги, мосты, замки, мельницы – причем так быстро, что его не успевают заметить, и берет за работу всего лишь душу первого посетителя. Все это, естественно, не без помощи второстепенных персонажей: духов, демонов, бесенят, домовых и даже священников. Для того чтобы о Сатане помнили, он ставит отметины на телах в виде родинок, рыжины, физических уродств и пятен. И даже на небе отмечается: радугой, чьи ядовитые цвета ослепляют. Радуга называется Дьявольской Подвязкой.

Встречаются совершенно роскошные истории, и невольно жалеешь, что этой книги не было в пионерлагерском детстве – упущены часы популярности как рассказчика околокостровых страшилок, куда более оригинальных, чем про черные руки и гробы на колесиках. Здесь же – четкие инструкции по осуществлению приворотов, избавлению от сглаза и прочих неприятностей, с Сатаной связанных. Излюбленные ведьмовские волчьи клыки, иссушенные лягушки, толстые змеи и гвозди, вбитые в бычье сердце, смотрятся на страницах куда естественнее ставшего уже классикой трактата доктора Папюса, испещренного непонятными символами и «ятями». Сухая констатация: мол, в деревне такой-то тогда-то считалось, что если стены дома окропить кровью свежезарезанного петуха, Дьявол в доме и не покажется. И тут же – свидетельства нескольких пострадавших от появившегося вопреки петуху Зверя.

В колдовских книгах, по свидетельствам того же французского народа, на каждой странице значилось: «Переверни, если ты храбр». Эта рекомендация вполне подходит и к «Сказаниям» – есть некоторое параноидальное опасение. Оно, к счастью, не оправдывается при наличии здорового скептицизма. Не анти-Библия, но фольклор. Поэтому, если вдруг в ваших знакомых ходит заядлый сатанист, дарить эту книгу ему все же не стоит (хотя, по сути, ничего ему дарить не надо, конечно) – никакой мистической определенности. Хотя... Народ просто так говорить не будет.

Анна Заболотная