Предисловие
к книге «Королевский двор Таро»
Если вы ведете занятия или мастер-классы по Таро и просите
слушателей задать интересующие их вопросы, среди этих вопросов обязательно
будут эти два. Первый: «Как следует читать перевернутые карты?», и второй: «Как
интерпретировать придворные карты?». Мэри Грир уже
давно опубликовала свою «Полную книгу перевернутых карт Таро», а сейчас они
вместе с Томом Литтлом как истинные рыцари и
ревнители этой древней традиции спешат вооружить любителей Таро и
профессиональных тарологов полным и весьма подробным
исследованием интерпретаций придворных карт.
Причина, по которой
практикующие гадатели обычно сталкиваются с трудностями при работе с
придворными картами, довольно проста. К ним так просто не подступишься.
Современная история Таро — это, по большей части, именно история интерпретаций.
Начиная с последней четверти XX века энтузиасты Таро взяли моду медитировать на
картинки карт вместо того чтобы пользоваться
стандартными наборами толкований или пытаться разобраться в системе и понять ее
структурные динамики изнутри. Они смотрят, скажем, на Пятерку Пантаклей и раздумывают о том, что делают изображенные на
ней люди, где они находятся, о чем говорит выражение их лиц и позы, что могло
случиться с ними в прошлом, каким мог бы быть выбор, который им предстоит
сделать в будущем и так далее. Далее все это проецируется на человека, которому
данная карта выпала в раскладе, и на заданный им вопрос.
Еще немногим более столетия
назад такой подход был попросту невозможен, поскольку большая часть колоды, а
именно все числовые карты Младших арканов от Туза до Десятки в каждой из
четырех мастей вообще были лишены картинок — вместо них на картах красовались
изящные композиции из эмблем масти. Например, на Шестерке Кубков были
изображены не люди или символические сцены, а шесть чаш изысканной формы,
расположенных в пространстве тем или иным образом наподобие сердечек на
шестерке червей в любой колоде обычных игральных карт. Все кардинально
изменилось, когда на сцене появилась колода Райдера—Уэйта—Смит, опубликованная в 1909 году. В сотрудничестве с
автором колоды Артуром Эдвардом Уэйтом художница Памела Колман Смит для каждой
числовой карты нарисовала ролевые сценки. В символике Младших арканов появился
элемент сюжета, истории, который и открыл простор для интерпретаций. Попробуйте
пойти в кино с другом и обсудить с ним фильм уже по выходе из зала: вы поймете,
сколько возможностей для совершенно разных, индивидуальных толкований дает один
и тот же сюжет.
В то время как числовые карты
содержат в себе элемент некого сюжета, козыри, или Старшие арканы, богаты
сложным и многозначным символизмом. А вот с придворными картами всегда была
проблема. До самого недавнего времени придворные карты в большинстве колод
(Таро Тота Алистера Кроули и Фриды Харрис —
исключение из этого правила) выглядели солидно и благопристойно. Короли и
Королевы сидели на своих тронах, Рыцари скакали на конях, а Пажи гордо стояли,
держа символы своих мастей.
При чтении раскладов Таро в
старой манере такое формальное свойство придворных карт прекрасно работало.
Тогда тарологи считали, что придворные карты
обозначают конкретных людей, которых можно идентифицировать по целому ряду
показателей, таких как возраст, пол, цвет волос и кожи. Однако такая
идентификация — далеко не то же самое, что интерпретация.
Грир
и Литтл тоже отдают дань этой традиции, однако
рассматривают ее лишь как один из множества способов толкования придворных
карт. Но вместо того, чтобы давать читателям формулы, они предлагают куда более творческие и похожие на игру способы определить для
себя, кем могли бы быть фигуры королевского двора. А
кроме того, они рассказывают о методах, с помощью которых можно выяснить,
указывает ли придворная карта в данном конкретном раскладе на человека или
следует поискать другое значение.
Игра — ключевой термин для этой
книги. Грир и Литтл знают,
что, играя с образами, идеями, возможностями, мы даем себе шанс отыскать
истину. Именно поэтому среди многих других техник читатель, к примеру, получит
от них приглашение на пляжную вечеринку с Таро. Затем они покажут, как можно
рассказывать целые истории и разыгрывать пьесы с участием карт королевского
двора в качестве персонажей. Надеюсь, кому-нибудь придет в голову снять фильм
по их сценариям. По-моему, это отличная идея.
Многие опубликованные в этой
книге методики сформировались под влиянием современных психотерапевтических
направлений, в особенности Юнга и Перлза. Подобно
тому, как гештальттерапевты рекомендуют своим
клиентам рассматривать любые приснившиеся им объекты, в том числе и
неодушевленные, как себя самих, Грир и Литл полагают, что самый эффективный способ толковать
придворные карты — это воспринимать их как разные грани личности кверента. Это заявление можно было бы считать весьма
рискованным, если бы они не сопроводили его замечательными техниками. Одна из
моих любимых — заставить выпавшие в раскладе придворные карты говорить.
Предположим, вы работаете с колодой Уэйта—Смит
и при гадании выпадает Десятка Мечей — человек, из спины которого торчат
десять мечей — и сразу же вслед за ней Рыцаря Жезлов. Вы можете представить себе,
как в этой трагической мизансцене появляется рыцарь? Что он стал бы делать в
ней? Что он мог бы сказать по поводу происходящего? Так случилось, что я писала
эти строки в день рождения Артура Конан Дойля, и поэтому представила Рыцаря Жезлов в виде детектива,
изучающего место преступления — Десятку Мечей. Это только одна из возможных
версий происходящего. Остальные придумайте сами. А потом взгляните на эту сцену
как на отражение разных аспектов вашей собственной личности, попробуйте понять
ее и дать собственную трактовку.
Помимо творческих идей, эта
книга буквально напичкана полезной информацией от истории Таро до самого
широкого спектра соответствий придворных карт различным символическим системам
(включая краткую историю самой концепции
соответствий) и таблиц вариантов придворных карт в некоторых современных
колодах. Указав нам все мыслимые способы нахождения собственных толкований,
авторы, в конце концов, приводят список традиционных значений, которые гадающие
всегда использовали для этих карт, и делают это с такими виртуозными
подробностями, что это становится новым поводом поиграть с идеями.
Итак, теперь у нас есть,
наконец, ответ на вечный вопрос. Отныне, когда слушатели мастер-класса будут спрашивать, как им следует
толковать придворные карты, просто порекомендуйте им эту книгу и пожелайте
удачи в исследованиях.
Рейчел Поллак