Основные статистические показатели российского книгоиздания в 2011 году

В 2011 году было издано:

Всего                                     123  тыс. наименований книг и брошюр,

 То есть на 1 тыс. больше, чем в 2010 г.
Далее будем указывать как (+1).

Из них новые издания         106 тыс. (+2) , что больше на 2%
(в 2010 г. было падение на 6%).

Общий тираж                       612 млн. экз. (-32) уменьшился на 7%.

Появился новый показатель: количество оттисков печатных листов. (Типографских, разумеется, а не страничек). Это достаточно важная характеристика, чтобы понимать загруженность полиграфических предприятий. Этих оттисков было сделано 7010 млн.
То есть средний (типографский) объем составляет 7010 / 612 = 11,5 печ. л.

Наиболее популярные тиражи:

Тираж

% наименований

суммарный тираж

до 500 экз.

45% (+4)

13 млн. экз. (+1)

от 1000 до 5000 экз.

28% (-1)

113 млн. экз. (-4)

от 5000 до 10000 экз.

11%  (+1)

112 млн. экз. (+2)

от 500 до 1000 экз.

9 % (0)

11 млн. экз. (+1)

Как и ранее, основная масса книг напечатана тиражом от 10000 до 50000 экз. – это 32%
(-4) всех тиражей.

Место выпуска:

 

тираж

% наименований

Москва    

518 млн. экз. (-38)

57% (-2)

Санкт-Петербург

25 млн. экз. (-7)

8% (-0)

Смоленская область

12 млн. экз. (+3)

0,5% (0)

Подавляющее большинство книг (85% (+0)) издается в Москве.

Наиболее издаваемые авторы:

 

наименования

тираж

Донцова Д.

126 (-18)

4,1 млн. экз. (-1,4)

Шилова Ю.

92 (-1)

3,3 млн. экз. (-0,7)

Маринина А.

57 (-10)

1,5 млн. экз. (-0,4)

Дюма А.

82 (+11)

1,3 млн. экз. (-0,2)

Устинова Т.

46 (-2)

1,3 млн. экз. (-0,6)

 (Здесь приводятся выдержки из статистических таблиц, опубликованных Книжной палатой на ее сайте.)  

Приведем еще одну таблицу.

 

Тираж
(млн. экз.)

Наименования
(тыс.)

Переплет

Обложка

2006

634

102

н.д.

н.д.

2007

666

109

н.д.

н.д.

2008

760

123

34%

66%

2009

717

128

31%

69%

2010

654

122

32%

68%

2011

612

123

31%

69%

На фоне значительного падения тиражей на уровень ниже 2006 года издатели продолжают выпускать очень большое количество наименований книг: работа издателей интенсивна как и прежде, а продается продукция все хуже и хуже. Не смотря на это,  условный качественный показатель (доля книг в твердом переплете) практически не изменяется. То есть поддерживается стереотип покупательских предпочтений (мы привыкли такие книги покупать в твердом переплете), и не происходит изменение структуры книжной продукции в пользу понижения цены за счет качества.   

Как вывод: в книжной отрасли в 2011 году продолжался серьезный спад по всем важнейшим показателям. При этом никаких серьезных структурных изменений ни в производстве, ни в предпочтении покупателей не произошло.   

Издательство «ЭНИГМА» - книги, для тех кто умеет читать.